Привет ! Хорошо, что зашел

 ➥
 ➥

Прежде кинематографической классикой автоспорта считались ленты "Гран При" Джона Франкенхаймера и "Ле-Ман" Стива МакКуинна. Обе скоро отметят полувековой юбилей, а потому неумолимым течением времени уже давно вынесены на полки архивов в статусе золотой классики.

У болельщиков "поколения айфонов" свои взгляды на то, каким должен быть фильм. Протяженные неспешные диалоги? Тонкие психологические комбинации? Красивые панорамные виды? Уверен, даже если кто-то из них решит посмотреть "Гран При", то с высокой вероятностью придет в уныние еще до конца еще до конца вступительной сюиты.

Новый фильм о гонках назревал давно. Но после вызывавшей лишь грустные ухмылки поделки Сильвестра Сталоне было в равной степени очевидно, что делать его должен настоящий профессионал, имеющий первоклассных консультантов. Именно таким и стал Рон Ховард.

Ему удалось избежать ошибок, допущенных предшественниками, подарив зрителям высококачественный продукт. На современном технологическом уровне перед нами разворачивается противостояние, давно ставшее культовым.

"Гонка" – это не фильм о Формуле 1. Бюджет в 38 миллионов долларов был потрачен на воссоздание атмосферы 70-х. Детали той эпохи переданы превосходно. Фирменной "фишкой" картины стали короткие, всего на пару секунд, планы, выхватывающие колоритный и сочный фрагмент: человека в толпе, эмоцию комментатора, работу какого-то узла гоночной машины.

Но это вовсе не детальный пересказ событий сезона-1976. "Гонка" рассказывает нам о столкновении характеров, а сменяющие друг друга Гран При – лишь красочный "задник", на фоне которого разворачивается действие. Так что не ждите подробного анализа, для этого существуют отдельные документальные расследования.

Не могу причислить себя к знатокам кинематографического искусства, но картинка, звук, сюжетные линии – все это вызывает только позитивные впечатления. События показаны именно так, как нужно и как требуют стандарты XXI века. Даже матерые профессионалы мира автоспорта признавались, что "Гонка" захватывает, что почти сразу отбивает малейшее желание искать неточности и нестыковки.

Разумеется, уместить шесть лет соперничества Ники Лауды и Джеймса Ханта в 123 минуты экранного времени без известных упрощений невозможно. Но Ховард и его команда справились со своей задачей мастерски.

Съемки велись на нескольких британских автодромах, а также на Нюрбургринге. Потому не удивляйтесь, увидев изогнутую стартовую прямую трассы Поля Рикара или как две капли воды похожие боксы в Интерлагосе и Уоткинс-Глене. Да и гора Фудзи на горизонте смотрится подозрительно. Но упрощения не раздражают, они сделаны ровно настолько, насколько требуют законы жанра.

Отдельно отметим, что борьба на трассе тоже передала в целом верно: нелепых кадров, когда пилоты по очереди обгоняют друг друга на прямой, в фильме нет. Но и соперничества за траекторию на входе в повороты тоже. Машины просто проезжают одна мимо другой, что отвечает общему духу картины.

Собственно, история борьбы за титул в сезоне-1976 совершенно прозаична. Во второй половине 70-х дуэт Ники Лауды и Ferrari был непобедим. Моторы Ford Cosworth, что использовали почти все соперники, уступали 12-цилиндровому "оппозитнику" из Маранелло, а время граунд-эффекта еще не пришло. Сам австриец при этом демонстрировал обычное сейчас, но нехарактерное для тех лет внимание в технике и деталям. Результатом стали уверенно завоеванные титулы в 1975 и 1977 годах.

Однако сезон-1976 складывался по иному сценарию. Авария на Нюрбургринге вынудила Лауду, который вновь с огромным отрывом лидировал в общем зачете, пропустить два следующих этапа, а его возвращение оказалось сродни подвигу: Ники сел за руль спустя 42 дня после страшного пожара в повороте Bergwerk, и еще долго, выбираясь из кокпита, вынужден был разматывать с головы пропитанные кровью бинты.

И даже добровольно отказавшись от борьбы в финальной гонке сезона под проливным дождем, он все равно уступил Джеймсу Ханту всего одно очко.

Однако "Гонка", как уже говорилось, не об этом. Противостояние характеров – вот что стало главной сюжетной нитью. Собранный, организованный и предельно целеустремленный Ники против бесшабашного, любящего жизнь и потрясающе талантливого Джеймса – даже жаль, что в наши дни такого, к сожалению, уже не встретить в спорте, где все карьеры словно написаны под копирку.

Конечно, в фильме характеры показаны с известным упрощением, но все же не настолько, что Лауда просыпается в день гонки гонки в 6 утра и начинает маршировать по комнате, а Хант, продрав глаза за 40 минут до старта, расталкивает томных блондинок и бредет, пошатываясь, среди густых клубов подозрительного дыма, на ходу делая большие глотки из бутылки тёмного стекла.

Но они действительно разные. И здорово, что главные роли сыграли британец Крис Хемсуорт и испанец немецкого происхождения Даниэль Брюль. Каждому из них удалось отлично воплотить характер своего земляка. И если Хемсуорт, прежде всего, создал классный типаж, то Брюль, вдобавок, имеет несомненное внешнее сходство с прототипом.

К слову, сам Ники Лауда принимал участие в работе над картиной, что явно пошло ей на пользу – хотя видно, что англоговорящие создатели "Гонки" все же чуть больше симпатизируют Ханту, им удалось избежать неприятных перекосов, которые отмечали многие в документальной ленте "Сенна", где Ален Прост и Жан-Мари Балестр изображены в явно неприглядном свете.

К слову, эксперты говорят, что именно 1976 год сделал Формулу 1 телевизионным спортом. Именно из-за проданных прав на трансляцию из Японии пилотов, фактически, вынудили выйти на старт финального этапа – в реальности даже Хант был против! Но зрители по всему миру жаждали увидеть развязку триллера, после чего уже не готовы были отказаться от дальнейших просмотров этапов Ф1.

Безупречно. Ассистентам режиссера, отвечавшим за детализацию, FIA должна вручить специальный приз за популяризацию автоспорта. Уверен, что многие будут вновь и вновь просматривать картину, чтобы отыскивать персонажей из мира гонок.

Лишь один пример: в преддверии развязки на залитом дождем автодроме Фудзи камера показывает пустой пит-лейн, где мокнет герой Криса Хемсуорта. Но до этого она буквально на долю секунды выхватывает у дальних боксов фигурку пилота-японца в простеньком комбинезоне. Это Масахиро Хасеми, реальный участник того Гран При! То есть, конечно, играющий его роль актёр Зак Ниизато.

Роли побольше исполнены мастерски. Нам не довелось увидеть экстравагантного лорда Хескета, который селил своих механиков в пятизвёздочных отелях и угощал гостей паддока омарами. Но образ, созданный Кристианом МакКеем, выглядит потрясающе убедительно. Это же касается буквально всех и каждого. Дэвид Кальдер, сыгравший в одной из первых сцен фильма пожилого хозяина BRM лорда Стэнли, словно задаёт некую планку, которую затем поддерживают до самых финальных титров его коллеги.

Отдельного внимания заслуживает собрание пилотов перед стартом Гран При Германии: думается, нас еще ждет анализ от кого-то из хардкорных фанатов, где будет назван каждый изображенный там гонщик. Но и так отлично видны долговязый Ханс Штук, усатый Харальд Эртль, бесшабашный Джоди Шектер.

Разумеется, столь же тщательно прорисованы и персонажи, не относящиеся к миру гонок. Достаточно вспомнить проходной, в общем-то, эпизод с двумя итальянцами на развалюхе Lancia. К слову, кто будет смотреть "Гонку" – обратите внимание, не один ли из них подскочил к Ники с поздравлениями после финиша Гран При Италии?

Наконец, Коммендаторе.

Считается, что изобразить в кино Энцо Феррари несложно. Достаточно пригласить седого итальянского актёра с характерным носом, зачесать ему волосы назад, облачить в плащ и большие тёмные очки – и вуаля.

Когда Джон Франкенхаймер полвека назад представлял боссу Скудерии Адольфо Чели, который должен был сыграть культовую роль в картине "Гран При", Энцо, по воспоминаниям современников, пришел в негодование и заявил, что этот хмурый нелюдимый старик не имеет с ним решительно ничего общего. После чего распорядился оказать съемочной группе всё возможное содействие.

В "Гонке" Энцо сыграл Аугусто Даллара. Вышло столь же убедительно, как и с остальными персонажами. А за кадр с Феррари, сидящим у самого края трассы на раскладном стуле, Ховарду и его бригаде отдельный плюс.

Кстати, если сам Коммендаторе фигурирует в фильме до обидного мало (впрочем, он сам виноват, что никогда не ездил на Гран При), то сыгранный Иларио Кальво молодой Лука ди Монтедземоло постоянно попадает в кадр. Странно, что спасителя Скудерии сыграл актёр с черными как смоль волосами – это едва ли не единственный случай, когда создатели картины пошли против истины.

Можно снять прекрасный фильм, но полностью испортить впечатление от него сделанным спустя рукава переводом. Сколько уже их было – пресс-конференций, сюжетов, даже целых книг – откровенно "запоротых" при создании русской версии. Что поделать, если даже высококлассные переводчики порой "плавают" в особенностях автогоночной тематики.

В случае с "Гонкой", к счастью, обошлось. Безусловно, перед локализаторами стояла сложная задача, и полностью избежать накладок они не смогли. Скажем, в субтитрах фамилия Лауды почему-то не склоняется. Есть и более серьезная претензия: многочисленная графика, регулярно используемая для сообщения о дате и месте проведения очередного этапа, а также положении в общем зачете, вообще никак не переводится и не озвучивается закадровым текстом.

Отдельно хотелось бы поговорить о названии. Понятно, что перевод британского Rush в лоб не подходит, но и "Гонка" – как-то уж слишком незамысловато. Хотелось бы увидеть в заголовке такого славного фильма что-то более сочное. Но эта задача, увы, оказалась непосильной для наших локализаторов.

Но все же, общее впечатление от руссификации "Гонки" вполне позитивное. Отчасти, думается, это связано именно с тем, что фильм не ставит целью вываливать на зрителя тонны гоночной информации, опираясь на общечеловеческие ценности.

Так что "спящих потоков" вместо слип-стрима и других явных глупостей можно не опасаться.

Что в итоге? "Гонка" производит очень добротное и целостное впечатление. Смотреть этот фильм нужно обязательно. Даже жаль, что в силу возрастных ограничений – которых легко можно было избежать, не увлекись Ховард описанием подробности жизненной философии Ханта – он не может быть рекомендован самым юным поклонникам автоспорта.

Так что непременно сходите в кино, чтобы чуть лучше понять, какой была Формула 1 тогда – это позволит лучше понять, почему она стала такой сейчас.

А потом, вернувшись с сеанса, посмотрите под настроение еще один фильм про борьбу настоящих мужчин, противостояние характеров и автоспорт 70-х – "Гонщиков" Игоря Масленникова с Евгением Леоновым и Олегом Янковским в главных ролях.

"Михалыч, "Волги" пошли!"

Источник: Autosport.com.ru

Четверг 17 Октября 2013 16:22
<< предыдущая новостьследующая новость >>

Теги: фильм, гонка, автоспорта, избежать

Читайте также:
➥ На главную ➥ Новости

Читайте также

Американская критика хвалит фильм "Сенна"

Фильм о Сенне получил престижную награду

Фильм "Сенна" получил награду на кинофестивале "Сандэнс”

Marussia Virgin покажет болельщикам фильм о Сенне

Фильм о Лауде и Ханте: главные роли распределены

Top Gear выпустит DVD с гонками, взрывами и перестрелками

Маниш Панди: Такими людьми, как Сенна, надо восхищаться

Фильм "Сенна" получил еще две награды

ГИБДД сняла фильм об опасности превышения скорости

Фильм Rush выйдет на экраны 20 сентября 2013 года